АННОТАЦИЯ
Цель дисциплины «Введение в языкознание» – формирование четких представлений об устройстве языка как средства человеческого общения и мышления, освоение основных понятий системно-структурной лингвистики.
Основные задачи дисциплины «Введение в языкознание»:
• изучение и усвоение начальных теоретических основ современной науки о языке;
• знакомство с понятийно-терминологической базой языкознания;
• выработка навыков лингвистического наблюдения и анализа;
• знакомство с общенаучными понятиями, касающимися логики и содержания лингвистического исследования;
• выработка навыков, необходимых для написания соответствующих научных сочинений – рефератов, курсовых и квалификационных работ.
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программе
Данная учебная дисциплина входит в раздел «Б.1Б.10. Общепрофессиональный цикл. Базовая часть» по направлению подготовки ВПО 45.03.01– «Филология», профиль «Отечественная филология».
Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате обучения в средней общеобразовательной школе.
Данная учебная дисциплина входит в систему пропедевтических курсов – «введений»: в языкознание, литературоведение, профильную филологию; в совокупность дисциплин гуманитарного цикла, изучающих человека в разных аспектах; в набор дисциплин общепрофессионального цикла, ориентированных на изучение теоретической составляющей филологических наук. «Введение в языкознание» является основой для изучения таких дисциплин профессионального цикла, как «Современный русский язык», «Старославянский язык», «История русского литературного языка», «Общее языкознание».
Формируемые компетенции: ОПК-2, ОПК-4
Содержание дисциплины:
– Языкознание как часть филологической науки.
– Сущность языка. Его функции и структура.
– Фонетический уровень языка.
– Лексический уровень языка.
– Грамматический уровень языка.
– История письма.
– Происхождение языка.
– Образование и историческое развитие языков.
– Классификация языков.
Образовательные технологии, используемые в ходе изучения дисциплины: информационные технологии, проблемное обучение, контекстное обучение, опережающая самостоятельная работа.
Оценочные средства: экзаменационные билеты и задания, коллоквиум, собеседование, контрольная работа, тестовые задания, разноуровневые задачи.
- Преподаватель: Дильбаржон Юсупова